Тормоза – это технический механизм, без которого о безопасности транспортного движения не пришлось бы и рассуждать. Тормозные системы известны барабанные и дисковые. Последние считаются гораздо действеннее, но и барабанные разновидности еще не канули в лету. Посмотрим, каковы достоинства и недостатки наличествуют у этих двух систем.
Когда вы интенсивно пользуетесь барабанными тормозами, они обязательно нагреваются, и эффект теряется. От трения колодки расширяют колесный диск. Колодке тогда надо преодолевать гораздо большее расстояние до него. Следовательно, от водителя уже требуется существенно больше усилий, чтобы остановить транспортное средство.
Еще между колодкой и колесным диском накапливаются газы, образующиеся от процесса трения. Они становятся как бы смазкой, что в таком деле только вредно. А еще барабанные тормоза, в особенности на бюджетных моделях транспорта, могут «залипать», поэтому сильно тормозить, по сути, нежелательно бы… Но тогда и остановиться быстро не получится! Вместе с тем, хорошие настройки тормозов помогают повысить эффективность. В общем. тормоза барабанные своими капризами стали всем надоедать, и конструкторская мысль дала миру дисковые.
Вопреки предположениям, дисковые тормоза явились из авиационной сферы, а не из автоспорта. Главное достоинство системы – возможность циркуляции воздуха между дисками и колодками, что обеспечивает прекрасное охлаждение и повышает эффективность работы и без этого более действенного механизма. Охлаждение улучшают сделанные на дисках отверстия. В ходе трения тоже появляются газы, но они быстро улетают. Не задерживаются на механизме и пыль с грязью.
Одно огорчает - рабочие поверхности у дисковых тормозов открыты, а потому быстро изнашиваются. Грязь, как сказано, на них не задерживается, но как абразив «успешно» действует. Так что износ дисков следует своевременно контролировать и заменять данные детали.
Но почему же тогда барабанные тормоза еще повсюду встречаются, особенно на недорогих версиях авто- и мототехники? Ничего загадочного: их стоимость невелика. Наиболее часто с целью удешевления барабанные тормоза оставляют сзади, а спереди монтируют дисковые механизмы. Эффективность торможения сразу возрастает. Кроме того, заднее колесо всегда загрязняется быстрее, а значит, и дисковые тормоза вскоре станут грязными. Но ставят же их на кроссовых мотоциклах? Да, ставят, и тут надо стремиться поддерживать в чистоте данный механизм.